Возвращение Haima: «трансформация и экспорт»

Возвращение Haima: «трансформация и экспорт»

Автомобили Haima с 2010 по 2016 годы собирались и продавались в России. «АВТОСТАТ» сообщает, что к середине 2023 года в нашей стране зарегистрировано чуть больше 5 тыс. машин этой марки: седанов, хэтчбеков и кроссоверов. Но возвращается она с узкоспециализированным продуктом – компактвэном. В модельном ряду его дополняет SUV с адаптивным круиз-контролем и другими интеллектуальными ассистентами. Познакомимся с техническими характеристиками машин и посмотрим, какие планы строит Haima.

Хайнаньская Мазда

Название бренда отсылает к истории автозавода. Хайнаньский автомобильный завод (HAW) был создан в 1989 году на базе местного автоштамповочного завода, который при поддержке правительства провинции Хайнань был переоборудован в полноценную сборочную линию.

Созданному предприятию не хватало опыта по настройке оборудования. На помощь пришли японцы – Mazda начала сотрудничать с компанией в 1990 году и в 1992 стала официальным партнером HAW. Первый автомобиль совместного предприятия носил двойное название Hainan Mazda HMC6470, и со временем его сократили до Haima. Это была лицензионная копия универсала Mazda 929 (Luce), которая с перерывами выпускалась до 2002 года.

Компания Haima Automobile Group была зарегистрирована в 2001 году. Хаима – не единственное название марки. Вторым именем для машин бренда стало название Hippo или Hippocam. Произнесенное по слогам Hai-Ma на китайском означает «морской конек», по-латински Hippocampus.

Дорогая независимость

Из-за особенностей лицензирования автомобильной продукции в Китае Hainan Mazda Motor Company могла продавать автомобили лишь в пределах провинции Хайнань. В 1998 году акционером HAW стал китайский автогигант FAW, расположенный на том же острове. С одной стороны, концерн дал местному производству выйти на уровень континентального Китая – Первый автомобильный завод имел все необходимые разрешения. С другой, FAW к 2005 году фактически лишил Haima прав на производство моделей Mazda, не привнеся ничего нового взамен.

До 2009 года Хаима выпускала нелицензионные клоны Мазды на старых японских агрегатах. После начала разработку своих моделей, все дальше отдаляясь от конструктивных решений бывшего партнера.

К 2016 году компания достигает пика продаж – более 200 тыс. автомобилей в год. И сталкивается с новым кризисом. После ухода из России Haima сильно проседает в продажах, будучи не в состоянии конкурировать на внутреннем рынке. Затраты на НИОКР слишком большие для локального производителя. К тому же в 2021 году FAW, так и не дав ни финансовой, ни технологической поддержки, выходит из состава акционеров. В 2022 году продажи падают до рекордного уровня – менее 25 тыс. автомобилей в год, почти в 10 раз по сравнению с 2016-ым.

Сотрудничество с Японией и экспорт. Снова.

2023-ий оказался знаковым для Haima. Компания вернулась к проверенной формуле успеха. Во-первых, марка заключила соглашение с Toyota о сотрудничестве в производстве автомобилей на водородных топливных элементах, снизив свои затраты на НИОКР. Первый рабочий образец Haima 7X-H уже сошел с конвейера и проходит испытания. Одновременно с моделью на водороде разрабатывается электрокар 7X-E и беспилотные автомобили для городской инфраструктуры IT BOX Car.

Во-вторых, бренд сделал упор на экспорт. Хаима осваивает рынки Филиппин, Вьетнама и других стран Юго-Восточной Азии. Компания удачно воспользовалась ситуацией на российском авторынке и одной из первых предложила покупателям компактвэн Haima 7X. В отсутствии конкуренции у марки есть все шансы занять нишу MPV. У кроссовера 8S шансов «выстрелить» меньше, но с учетом комплектации он тоже может найти своих поклонников.

Haima 8S: традиционный кроссовер, но с изюмом

Впервые компания показала SUV на автосалоне в Шанхае в 2019 году. На первый взгляд это обычный переднеприводный «китаец» с габаритами 4565 x 1850 x 1682 мм. Разработкой дизайна занималась собственная команда бренда. 4 года назад автомобиль наверняка выглядел свежо: у него купеобразный силуэт с покатой крышей, крупные квадратные блоки фар, острые грани на багажнике и замысловатая выштамповка по бокам. Про практичность тоже не забыли – по низу идет полоса неокрашенного пластика. Впрочем, при нынешнем засилье «китайцев» автомобиль вряд ли выделится в потоке.

Интерьер удивляет обилием дефлекторов воздуховодов – в поле зрения попадают минимум 7 решеток! – и экраном планшета, будто воткнутым в приборную панель. Ее центральная часть слегка развернута к водителю, нарочитая асимметричность заставляет ее рассматривать.

Сиденья отделаны кожей в базе, для водителя доступна электрорегулировка в 6 или 8 направлениях в зависимости от комплектации, для пассажира – в четырех. Из приятных радостей ровный пол без центрального тоннеля в заднем ряду, козырьки с зеркалом, лампы для чтения, подсветка багажника, большой панорамный люк, двухзонный климат-контроль, воздушный фильтр от пыли и пыльцы, функция Follow me home и т.д. Отсек для беспроводной зарядки телефона с USB-разъемами закрывается крышкой: телефон не упадет на пол при резком старте или торможении, но есть риск забыть смартфон в машине. 

А задел для динамичной езды у машины есть! Хаима не пошла по пути других «китайцев», которые дефорсировали моторы под российские налоговые нормы. Ее турбированный двигатель собственной разработки 1.6 TGDI выдает 195 «лошадок» и 280 Н*м крутящего момента. Разгон до первой сотни заявлен 7,8 сек. Коробка передач – классический автомат 6AT.

Оснащение у Haima 8S богатое – иной бренд заявил бы о премиальности. В плане технологий есть голосовое управление, бесключевой доступ, автоматическое закрытие окон и люка при закрытии автомобиля, бесконтактное открытие багажника и два десятка ассистентов водителя. Их большая часть доступна в базе, некоторые функции вроде адаптивного круиз-контроля – только в топовой комплектации. За начальную DELUXE просят 3,2 миллиона, рекомендованная стоимость продвинутой версии FLAGSHIP – 3,4 миллиона.

Haima 7X вне конкуренции

Это классический семейный MPV с 7 посадочными местами по формуле 2+2+3. Минивэны довольно популярны в Китае, но в России спрос на них не такой большой, как, например, на кроссоверы или седаны. Поэтому ниша MPV после ухода европейских, японских и корейских автопроизводителей до сих пор свободна. Официально можно купить лишь люксовые бизнес-шаттлы вроде Voyah Dream, ZEEKR 009 или GAC GN8. Место семейных компактных вэнов стремятся занять семиместные кроссоверы, но они менее комфортны для пассажиров задних рядов.

В основе 7X лежит та же модульная платформа HMGA собственной разработки компании, что и у SUV 8S. Силовая связка турбодвигателя с «автоматом» также идентична. Но минивэн крупнее, его габариты 4815 x 1874 x 1720 мм при колесной базе 2860 мм. Поэтому он немного потерял в динамике разгона и максимальной скорости.

Зато выигрывает по остальным параметрам. За дизайн отвечало итальянское бюро Pininfarina, и по сравнению с 8S машина смотрится более интересно как снаружи, так и внутри. Техническое оснащение расширено: к адаптивному круиз-контролю добавлена система автоматической парковки, дополнительные системы мониторинга и предупреждения о столкновениях, а также камера наблюдения за пассажирами третьего ряда. Разработчики позаботились о «семейности» автомобиля: родителю не нужно отворачиваться от дороги, чтобы посмотреть, чем заняты пассажиры – достаточно вывести картинку на экран мультимедиа.

Комплектаций две, как и у кроссовера: начальная обойдется в 3,6 миллиона рублей, а люксовая – на 250 тысяч дороже.